УК

Автокран или КМУ: чему отдать предпочтение?

2 апреля 2019
Автокран или КМУ: чему отдать предпочтение?

Когда пытаются сравнить при выборе, что оптимальнее автокран или кран-манипулятор, частично это попытка сопоставить несопоставимые объекты, то есть, — пытаться сравнить несравнимое. Но, вместе с тем, современная крано-манипуляторная установка способна во многих ситуациях не только заменить автокран, но и дать больше возможностей, чем обычная автомобильная крановая установка. Специалисты нашей компании проработали не один год на заводах, выпускающих и традиционные крановые установки, и краны-манипуляторы, поэтому давайте ответ на вопрос «что лучше: автокран или кран-манипулятор?», доверим им. При этом выясним, в каких ситуациях лучше автокран, а в каких случаях — кран-манипулятор.

 

Корректно или нет сравнивать краны-манипуляторы и краны?

С одной стороны, сравнивать эти виды спецтехники, некорректно, потому что, несмотря на схожесть конструкции, эти подъемные механизмы все же не идентичны. А с другой стороны, мощная крано-манипуляторная установка, рассчитанная на поднятие многотонного груза, готова составить серьезную конкуренцию традиционному автокрану грузоподъемностью 10–16 т.

Есть еще одно существенное отличие между этими видами грузоподъемной техники — способ ранжирования. Автокраны между собой отличаются по грузоподъемности, то есть максимальной массе груза в тоннах, который автокран может поднять на минимальном вылете. Система ранжирования среди КМУ несколько иная — исторически КМУ делятся на серии по грузовому моменту, измеряется в тм. Речь идет о максимальном значении грузового момента, то есть произведение значения вылета на значение массы груза.

Кроме того, в последнее время набирает обороты тенденция оснащения КМУ (как правило, микро- и легкой серий) электрогидравлическим пакетом, что позволяет использовать привод от электросистемы автомобиля. В случае установки КМУ стационарно — возможен привод от сети 380 В. Некоторые производители автокранов также иногда предлагают подобную опцию, но это скорее исключение.

Универсальный подъемный механизм

Как и автомобильный кран, кран-манипулятор может поднимать груз, кроме того, машина, на которую установлена ​​КМУ, еще и способна перевозить грузы, тогда как автокрану такая возможность недоступна. Современная конкуренция на рынке подъемных механизмов заставляет бренды, которые соревнуются за своего покупателя, выпускать универсальные крановые установки. Многие производители кранов-манипуляторов и автокранов вместо традиционной подвески крюка еще оснащают свою спецтехнику рабочим корзиной, адаптируя автокран или автоманипулятор к функционалу автовышки. Однако, подобные апгрейды запрещены украинским законодательством.

 

По мнению специалиста по крановой технике МЧП «Модус», Всеволода Тимошенко, прогнозы относительно спроса на универсальные подъемные механизмы в 2019 году следующие: «Мы ожидаем увеличения спроса на многофункциональные крановые установки, потому что современный покупатель хочет получить больше возможностей, не увеличивая собственных затрат. Более продвинутые в этом плане европейские страны постепенно теряют интерес к традиционным автомобильным крановым установкам, массово переходя на краны-манипуляторы различной грузоподъемности. Большинство крано-манипуляторных установок, например, в линейке КМУ FASSI (Италия) могут использоваться как автогидроподъемники, поскольку в ассортименте дополнительных механизмов захвата есть „люльки“ (рабочие корзины) для поднятия людей. Также есть такие захваты, как для леса, паллет, ковш (грейфер) для сыпучих материалов и т. д. «.
 

То есть современный подъемный механизм — это не только поднятие и опускание тяжелых предметов, но и транспортировка, и функциональная работа с ними. Вышеупомянутые модификации кранов в автовышки — это реальный пример спроса на универсальную спецтехнику.

Но есть и обратная сторона медали — это цена на мощный кран-манипулятор или универсальный автокран. К сожалению, массовый украинский потребитель пока не готов покупать КМУ или иную универсальную машину вместо обычного автокрана. Есть и другая причина — выполнение большого объема разноплановых работ требует от оператора (в данном случае крановщика или водителя автомобиля с КМУ) высшей квалификации. Ведь в современном бизнесе на обслуживание одной единицы спецтехники не будут и крановщика, и грузчика, и оператора бурильной установки или автовышки. Рост цены на оборудование и трудозатрат на его обслуживание, а также повышенные требования к персоналу (другими словами — стоимость владения) — это основные камни преткновения, мешающие динамике роста спроса на среднетоннажные и тяжелые краны-манипуляторы, а также универсальные крановые установки с дополненной функциональностью.

КМУ, по сравнению с автокраном, спецтехника более универсальна, но ее грузоподъемность на минимальном вылете, что в среднем по рынку имеет размер до 10 т, сопоставима, в лучшем случае, с 16-тонным краном. Впрочем, одна из последних моделей тяжелой серии кранов-манипуляторов Fassi HEAVY DUTY этого класса отличается увеличенным грузовым моментом — 160 тм и грузоподъемностью 30 тонн, а торговая марка Effer предложила манипулятор грузоподъемностью на минимальном и максимальном вылете 63 и 19,3 т соответственно, но цены на эти продукты для украинского рынка пока заоблачные, владельцы бизнесов не готовы к таким инвестициям в свои основные средства.

 

По мнению специалистов МЧП «Модус», использование КМУ оправдано в следующих случаях:

  1. Операции, причем, выполняемые нерегулярно и без возможности у владельца машины с КМУ заранее планировать свой маршрут, по поднятию грузов рассчитаны на вес от 1 до 10 т. Идеальный покупатель автомобиля, оснащенного КМУ — это предприятие со средними логистическими операциями, например, когда автомобиль время от времени ждет под загрузку стройматериалы. У владельца такой спецтехники всегда есть возможность после покупки товара сразу же его загрузить и вывезти в места складирования или использования. Обратите внимание, что для крупных строительных бизнесов выгоднее применить автокран и 5 бортовых авто, которые справятся эффективнее, чем 5 спецавтомобилей, оснащенных кранами-манипуляторами. Тогда как малый и средний бизнес получат больше выгоды при использовании крано-манипуляторные установки на грузовике.
  2. Второе преимущество КМУ, которое делает ее более конкурентной по сравнению с автокранами, — это возможность работать в ограниченном пространстве. Крановая установка в разложенном виде занимает куда больше места и для подготовки своей работы (раскладывание стрелы) требует больше времени, чем крано-манипуляторная (для развертывания манипулятора хватит 15–20 минут). Кроме того, не забывайте ЛЭП, которые мешают автокранам. Однако, у автокрана есть весомое преимущество — наличие противовеса для безопасности работы, тогда как в КМУ ее нет. Да и в принципе для удешевления стоимости КМУ заказчики в Украине, как правило, отказываются от установки системы ограничения грузового момента (то есть, система защиты от перегрузки). Еще к преимуществам автокранов следует отнести большую грузоподъемность, чем у крано-манипуляторной установки, а также большие максимальные вылет и высота подъема. Автокраны более сложные в управлении — для работы с ними требуется более высокая квалификация, чем для управления стрелой гидроманипулятора.

     

  3. Альтернативное использование КМУ как автогидроподъемника оправдано, если это, опять же, будут не самые частые операции. Для серийного поднятия персонала стоит купить автогидроподъемник традиционной конструкции. Проведем аналогию: для профессиональной фотосъемки используют серьезную фотооптику, тогда как сделать Селфи или моментальный любительский снимок можно камерой, встроенной в мобильный гаджет.
  4. Количество рабочих циклов. Там, где предстоит долгая и монотонная работа по поднятия и опускания тяжелых и габаритных грузов, высокие динамические и статические нагрузки, пребывание на стройплощадке в течение большого количества времени — лучшим выбором, однозначно, будет автокран. КМУ, наоборот, рассчитана на загрузку-выгрузку транспорта, затем наступает транспортировки, в процессе которой КМУ не работает. Единственный вид КМУ, в который заложено гораздо большее количество циклов — специализированная КМУ для лесного хозяйства.
FASSI Palfinger SANY Liebherr CSM Cantoni GT Semi Trailer Arslan Ansan