Автокран или КМУ: чему отдать предпочтение?
Когда пытаются сравнить при выборе, что оптимальнее автокран или кран-манипулятор, частично это попытка сопоставить несопоставимые объекты, то есть, — пытаться сравнить несравнимое. Но, вместе с тем, современная крано-манипуляторная установка способна во многих ситуациях не только заменить автокран, но и дать больше возможностей, чем обычная автомобильная крановая установка. Специалисты нашей компании проработали не один год на заводах, выпускающих и традиционные крановые установки, и краны-манипуляторы, поэтому давайте ответ на вопрос «что лучше: автокран или кран-манипулятор?», доверим им. При этом выясним, в каких ситуациях лучше автокран, а в каких случаях — кран-манипулятор.
Корректно или нет сравнивать краны-манипуляторы и краны?
С одной стороны, сравнивать эти виды спецтехники, некорректно, потому что, несмотря на схожесть конструкции, эти подъемные механизмы все же не идентичны. А с другой стороны, мощная крано-манипуляторная установка, рассчитанная на поднятие многотонного груза, готова составить серьезную конкуренцию традиционному автокрану грузоподъемностью 10–16 т.
Есть еще одно существенное отличие между этими видами грузоподъемной техники — способ ранжирования. Автокраны между собой отличаются по грузоподъемности, то есть максимальной массе груза в тоннах, который автокран может поднять на минимальном вылете. Система ранжирования среди КМУ несколько иная — исторически КМУ делятся на серии по грузовому моменту, измеряется в тм. Речь идет о максимальном значении грузового момента, то есть произведение значения вылета на значение массы груза.
Кроме того, в последнее время набирает обороты тенденция оснащения КМУ (как правило, микро- и легкой серий) электрогидравлическим пакетом, что позволяет использовать привод от электросистемы автомобиля. В случае установки КМУ стационарно — возможен привод от сети 380 В. Некоторые производители автокранов также иногда предлагают подобную опцию, но это скорее исключение.
Универсальный подъемный механизм
Как и автомобильный кран, кран-манипулятор может поднимать груз, кроме того, машина, на которую установлена КМУ, еще и способна перевозить грузы, тогда как автокрану такая возможность недоступна. Современная конкуренция на рынке подъемных механизмов заставляет бренды, которые соревнуются за своего покупателя, выпускать универсальные крановые установки. Многие производители кранов-манипуляторов и автокранов вместо традиционной подвески крюка еще оснащают свою спецтехнику рабочим корзиной, адаптируя автокран или автоманипулятор к функционалу автовышки. Однако, подобные апгрейды запрещены украинским законодательством.
По мнению специалиста по крановой технике МЧП «Модус», Всеволода Тимошенко, прогнозы относительно спроса на универсальные подъемные механизмы в 2019 году следующие: «Мы ожидаем увеличения спроса на многофункциональные крановые установки, потому что современный покупатель хочет получить больше возможностей, не увеличивая собственных затрат. Более продвинутые в этом плане европейские страны постепенно теряют интерес к традиционным автомобильным крановым установкам, массово переходя на краны-манипуляторы различной грузоподъемности. Большинство крано-манипуляторных установок, например, в линейке КМУ FASSI (Италия) могут использоваться как автогидроподъемники, поскольку в ассортименте дополнительных механизмов захвата есть „люльки“ (рабочие корзины) для поднятия людей. Также есть такие захваты, как для леса, паллет, ковш (грейфер) для сыпучих материалов и т. д. «.То есть современный подъемный механизм — это не только поднятие и опускание тяжелых предметов, но и транспортировка, и функциональная работа с ними. Вышеупомянутые модификации кранов в автовышки — это реальный пример спроса на универсальную спецтехнику.
Но есть и обратная сторона медали — это цена на мощный кран-манипулятор или универсальный автокран. К сожалению, массовый украинский потребитель пока не готов покупать КМУ или иную универсальную машину вместо обычного автокрана. Есть и другая причина — выполнение большого объема разноплановых работ требует от оператора (в данном случае крановщика или водителя автомобиля с КМУ) высшей квалификации. Ведь в современном бизнесе на обслуживание одной единицы спецтехники не будут и крановщика, и грузчика, и оператора бурильной установки или автовышки. Рост цены на оборудование и трудозатрат на его обслуживание, а также повышенные требования к персоналу (другими словами — стоимость владения) — это основные камни преткновения, мешающие динамике роста спроса на среднетоннажные и тяжелые краны-манипуляторы, а также универсальные крановые установки с дополненной функциональностью.
КМУ, по сравнению с автокраном, спецтехника более универсальна, но ее грузоподъемность на минимальном вылете, что в среднем по рынку имеет размер до 10 т, сопоставима, в лучшем случае, с 16-тонным краном. Впрочем, одна из последних моделей тяжелой серии кранов-манипуляторов Fassi HEAVY DUTY этого класса отличается увеличенным грузовым моментом — 160 тм и грузоподъемностью 30 тонн, а торговая марка Effer предложила манипулятор грузоподъемностью на минимальном и максимальном вылете 63 и 19,3 т соответственно, но цены на эти продукты для украинского рынка пока заоблачные, владельцы бизнесов не готовы к таким инвестициям в свои основные средства.
По мнению специалистов МЧП «Модус», использование КМУ оправдано в следующих случаях:
- Операции, причем, выполняемые нерегулярно и без возможности у владельца машины с КМУ заранее планировать свой маршрут, по поднятию грузов рассчитаны на вес от 1 до 10 т. Идеальный покупатель автомобиля, оснащенного КМУ — это предприятие со средними логистическими операциями, например, когда автомобиль время от времени ждет под загрузку стройматериалы. У владельца такой спецтехники всегда есть возможность после покупки товара сразу же его загрузить и вывезти в места складирования или использования. Обратите внимание, что для крупных строительных бизнесов выгоднее применить автокран и 5 бортовых авто, которые справятся эффективнее, чем 5 спецавтомобилей, оснащенных кранами-манипуляторами. Тогда как малый и средний бизнес получат больше выгоды при использовании крано-манипуляторные установки на грузовике.
- Второе преимущество КМУ, которое делает ее более конкурентной по сравнению с автокранами, — это возможность работать в ограниченном пространстве. Крановая установка в разложенном виде занимает куда больше места и для подготовки своей работы (раскладывание стрелы) требует больше времени, чем крано-манипуляторная (для развертывания манипулятора хватит 15–20 минут). Кроме того, не забывайте ЛЭП, которые мешают автокранам. Однако, у автокрана есть весомое преимущество — наличие противовеса для безопасности работы, тогда как в КМУ ее нет. Да и в принципе для удешевления стоимости КМУ заказчики в Украине, как правило, отказываются от установки системы ограничения грузового момента (то есть, система защиты от перегрузки). Еще к преимуществам автокранов следует отнести большую грузоподъемность, чем у крано-манипуляторной установки, а также большие максимальные вылет и высота подъема. Автокраны более сложные в управлении — для работы с ними требуется более высокая квалификация, чем для управления стрелой гидроманипулятора.
- Альтернативное использование КМУ как автогидроподъемника оправдано, если это, опять же, будут не самые частые операции. Для серийного поднятия персонала стоит купить автогидроподъемник традиционной конструкции. Проведем аналогию: для профессиональной фотосъемки используют серьезную фотооптику, тогда как сделать Селфи или моментальный любительский снимок можно камерой, встроенной в мобильный гаджет.
- Количество рабочих циклов. Там, где предстоит долгая и монотонная работа по поднятия и опускания тяжелых и габаритных грузов, высокие динамические и статические нагрузки, пребывание на стройплощадке в течение большого количества времени — лучшим выбором, однозначно, будет автокран. КМУ, наоборот, рассчитана на загрузку-выгрузку транспорта, затем наступает транспортировки, в процессе которой КМУ не работает. Единственный вид КМУ, в который заложено гораздо большее количество циклов — специализированная КМУ для лесного хозяйства.